Изучение истории Симеиза начинается с первых письменных упоминаний о Симеизе, паявшихся относительно недавно.Впервые он упоминается в османских записях XVI века. Но сама местность Симеиза к тому времени уже была богата на историю в несколько тысяч лет.
Свидетельством древнейшего заселения Симеиза служат многочисленные археологические памятники, как на его территории, так и вокруг. Самое древнее присутствие человека в этой местности относится еще к каменному веку - неолиту. Население Симеиза этого времени активно использовало перевал Эски-Богаз и регулярно посещало яйлу, в частности у горы Ат-Баш был неолитическая стоянка. Были найдены остатки временного жилья обложенного камнем, а также кремневые орудия и грубая глиняная посуда. Аналогичные следы пребывания неолитического человека найдены на территории самого Симеиза, и по склонам окружающих долин.
Тавры – самые известные первые жители Симеиза. Их следы уходят к эпохе раннего железного века - I тысячелетие до нашей эры. Тавры в Крыму являются древнейшим народом. Упоминания о них есть в греческих древних письменных источниках. Но, не смотря на имеющуюся письменную информацию о Таврах, нам неизвестно, как сами тавры себя назвали и были ли их племена единым народом. Древние цивилизованные Греки, впервые столкнувшись с ними, не долго думая, окрестили всех увиденных таврами в Крыму, то есть не что иное как горцы.
С таврами тесно связана не только археологическая история Симеиза, но и всего Крыма, в которой есть очень много вопросов без ответов: откуда они пришли и на каков был их язык, какого бога почитали, каков был уклад их жизни? Именно вокруг археологических памятников Симеиза связанных с таврами ведутся и сейчас научные споры.
Древние Греки создали таврам образ звероподобных варваров. В глазах цивилизованных эллинов и образованных римлян дикари занимались пиратством и проявляли только враждебность к цивилизованным иноземцам, а в свободное от этого «основного занятия» время занимались ужасными обрядами человеческих жертвоприношений. Тавры в Крыму и такой их художественный образ дошел и до наших дней через тысячелетия и был усилено приукрашен в эпоху просвещения и романтизма. И неудивительно, достаточно посмотреть на пейзажи Симеиза, как сразу хочется верить во все самые фантастические истории, а не в отдых в этих местах.
Современные археологические исследования позволяют восстановить картину жизни тавров. В том числе и в районе Симеиза. Это было племя относительно немногочисленное, отсталое в плане технических достижений и уровня развития культуры, основным видом которого было мирное пастушество и земледелие.
Единым народом тавров назвать сложно, так как жили они отдельными замкнутыми племенами избегая контактов с соседями и любыми другими «гостями». Слово «прогресс» было им чуждо, так использовали довольно примитивные кремневые орудия. С гончарным делом были знакомы, но на уровне примитивной ручной лепки без применения дополнительных приспособлений. Хозяйственная жизнь базировалась на мотыжном земледелии и скотоводстве. Парадоксален также и тот факт, что живя у моря, например в Симеизе, к морю относились равнодушно не строя каких либо судов для мореплавания и добычи пищи. Разве что грабили суда потерпевшие крушения у берегов Симеиза.
Говоря о истории Симеиза, определить где конкретно могло быть поселение тавров в Крыму на территории поселка довольно сложно. Городов они не строили и в то время жилье в Симеизе не сдавали как это водится сейчас, поэтому сложно сказать, что именно вон под той скалой были их «дома». Скорее это можно назвать стоянками вокруг горы Кошка, на склонах которой найдены характерные следы их жизнедеятельности в виде керамики и украшений. Из таких мест можно выделить восточный склон у обсерватории, побережье у современного аквапарка Голубой Залив. Если и встречаются в Симеизе наземные постройки тавров, то они представляют из себя прислоненные к скалам примитивные хижины, навесы, землянки, вокруг которых вырыты хозяйственные ямы с остатками зерна и следов продуктивной жизнедеятельности тавров.
Интересное в истории Симеиза: