Великолепная архитектура старинных дач, вилл, пансионов передает всю полноту ощущений о Симеизе. В них затаилась дремлющая история Симеиза. Но теперешнее состояние чудесных зданий болью отдается в сердцах тех, кто его любит.
К сожалению, многие здания давно не видели капитального ремонта, они обветшали и утратили былой лоск, а некоторые изуродованы невообразимыми пристройками, отделанными пластиковыми материалами. Все для комфортного отдыха? Уже не тот Симеиз, что был в эпоху своего расцвета, его виллы, дачи, пансионы бессменные свидетели эпохи русского модерна, вместившей в себя поэзию Серебряного века, живопись Рериха и Врубеля, ювелирные произведения Фаберже.
Гуляя по уютным извилистым улочкам Симеиза, трудно не заметить, как сильно был изменен Симеиз с приходом сюда советской власти, сталинского режима и диктатуры даже в архитектуре. Здесь буквально на каждом шагу ощущаешь, с каким варварством последующие поколения обошлись с чудесным наследием Нового Симеиза.
С конца XIX по начало XX века в обществе приобрела популярность идея о создании города-сада. Это должен был быть небольшой уютный городок с большим количеством парков и садов, где жизнь текла бы тихо размерено, без забот. Это должно было быть идеальное место для отдыха в Крыму. Такой город-сад должен был стать как бы противовесом для больших быстро растущих промышленных капиталистических центров, где люди толпились, суетились среди грязи, болезней и социальных противостояний.
И вот однажды, осуществление этой утопии стало реальностью, когда в одном месте собрались сознательные состоятельные мечтатели и с помощью гениальных инженеров-архитекторов воплотили сказку в быль. Было создано множество проектов о создании таких городов на крымском побережье. Форос, Ласпи, мыс Сарыч, Симеиз самые южные, самые теплые места с целебным субтропическим климатом, были избраны для осуществления грандиозных проектов. Но большинство из них, увы, так и остались на бумаге. В Симеизе многое успели сделать, только жаль утопия не может существовать вечно, недолго длилась сказка...
Для строительства города-сада в Симеизе был выбран художественный стиль модерн, он прекрасно соответствовал идее города-сада. Этот стиль отражал настроения общества на рубеже XIX-XX веков, его принципы, выраженные в технике исполнения, полны индивидуализма, вычурных, едва ли, ни театральных форм. Характерными чертами модерна и его представителей была уверенность в том, что они порывают с традиционными классическими устоями уходящего XIX века, бытовым реализмом и салонным классицизмом. В архитектуре для модерна характерны орнаменты и силуэты, стилизованные в мягких «природных» линиях, гибких и текучих формах, напоминающих изгибы растений и морских раковин. Архитекторы модерна при формировании композиций зданий планов не боялись использовать ассиметричные решения в группировке объемов и расположении окон и дверных проемов. В оформлении зданий широко используется узорная керамическая облицовка, кованное чугунное железо, появляется большое разнообразие оконных и дверных витражей.
В это же время возрастает интерес Запада к Восточной культуре. Становится модным коллекционировать вещи из Японии и Китая. В модерне особое место занимают орнаменты, мотивы которых позаимствованы из Дальнего Востока. В последствие в архитектуре и в целом в стиле модерн часто используются восточные мотивы.
В этот же период появляются новые строительные технологии и материалы. Железобетон, металлоконструкции, в которых широко использовалось стекло, все новые материалы оказали большое влияние на творческое сознание архитекторов и строителей того времени. Они наводили на новые конструктивно-архитектурные решения, что шло в разрез с устоями эклектической архитектуры.
Приморский курортный городок Симеиз начинал строиться практически с нуля. Здесь среди чудесного горного рельефа невообразимый простор для фантазий и реализации их в соответствии с денежными средствами.
Но вкусы и средства заказчиков не всегда совпадали с запросами и замыслами архитекторов, поэтому модерну приходилось претерпевать многие изменения. В Симеизе хорошо просматриваются исторические и этнические мотивы в архитектуре зданий, а также немного видоизмененные классические формы, которые воплотились в стилистике неоклассики и неоренессанса.
Интерес модерна к восточной культуре здесь в просматривается довольно часто. Многие дома и виллы Симеиза украшены элементами мусульманского зодчества, и архитектуры Дальнего Востока. Интересно вписалась в архитектурные решения и традиционная для Крыма балкано-малоазийская строительная традиция.
Новый Симеиз строился и расширялся, приобретая популярность в обществе не только как очередной захолустный городишка, а как лучшее место для отдыха в Крыму. Многие представители знаменитых фамилий поспешили обзавестись недвижмостью в Симеизе, среди них Третьяков, Лансере, Александров-Дольник, Сабашников и другие. Распорядиться собственностью дачевладельцы решили по-разному: кто-то строил исключительно для себя дом для отдыха, кто-то подразумевал сдачу части имения в аренду, а кто-то заведомо планировал коммерческое использование свое недвижимости. Например, как сейчас почти все жилье в Симеизе сдается для нужд отдыхающих.
В соответствии с планами владельцев и велось строительство. В Симеизе стали появляться и небольшие уютные особняки, и более солидные апартаменты и здания, спроектированные как пансионы и гостиницы. В основном дачевладельцами были люди с достатком, хотя и не сказочно богатыми, среди них были купцы, юристы, инженеры, врачи, писатели и чиновники различных рангов. Основываясь на своих доходах, они и строили виллы Симеиза, которые могли разместить не только своего хозяина, но и нескольких гостей для покрытия расходов связанных с содержанием жилья.
В Симеизе все уникально неповторимо, поэтому и постройки было решено возводить по специальным индивидуальным проектам, отражавших вкусы их владельцев. Здесь широко развернул свою деятельность известный талантливый зодчий Я. П. Семенов. В каждом его проекте можно увидеть, как кропотливо, продумано до мельчайших деталей он создавал свои архитектурные шедевры, оперируя различными стилистическими и композиционными решениями, придавая постройкам неповторимые сказочные образы и одновременно придерживаясь общей градостроительной концепции.
Не оставил Симеиз равнодушным и архитектора императорского двора Н. П. Краснова, автора известного дворца в Ливадии, вотчин «Дюльбер» и «Харакс», имений Юсуповых в Кореизе и охотничьего дома в Коккозах и многого другого. Он охотно проектировал для Нового Симеиза превращая его известный курорт. Над несколькими именитыми проектами Краснов и Семенов работали сообща. Приложили свою руку к созданию нового города-сада Симеиза и питерский архитектор Н. П. Козлов, и московские зодчие Пискунов и Щекотов. нестандартные проекты воплотили в жизнь В. М. Кузьменко, О. А. Чорн, В. Д. Субботин, Померанцев.